Железная дорога к победе
30 апреля 2022
Стена с фотографиями – пожалуй, главное место в доме Петра Дмитриевича Колчина. В этом уголке памяти он всегда принимает гостей. 97-летний фронтовик встречает лидера саратовских справедливороссов Артёма Чеботарёва при полном параде. На пиджаке ветерана столько наград, что нет свободного места. И не удивительно, ведь наш земляк был участником четырех самых судьбоносных сражений Великой Отечественной войны.
Перед началом долгого разговора Пётр Дмитриевич достает свое ветеранское удостоверение. Для него это своего рода талисман. Он напоминает герою, какой долгий и сложный путь ему пришлось пройти – из родного села до самого Берлина.
...ТОЛЬКО ЖЕНЩИНЫ ЗАПЛАКАЛИ
– До войны я жил в селе Козловка Пензенской области, – рассказывает фронтовик. – После 10-го класса мечтал поступить в вуз, но судьба распорядилась иначе. В первые дни наступления немецких войск мы даже толком ничего не знали – сами понимаете, связи в селе особо не было. Но через пару дней нас созвали на сельский сбор, где и сообщили, что началась война. Паники не было, только женщины заплакали.
16-летнего Петра Колчина сперва отправили в тыл копать противотанковые рвы – страна готовилась к обороне. Выполнив задачу, юноша вернулся в родное село к почти мирной жизни, но ненадолго. Подросткам предстояло занять место тех, кто ушел на фронт.
– Я записался в группу токарей, – вспоминает ветеран. – Была зима, нас привезли в Пензу на велосипедный завод. Так его называли "для шпионов", а на самом деле предприятие уже перепрофилировали под военные нужды. Но вскоре нам объявили, что ситуация изменилась и мы едем в школу фабрично-заводского обучения, будем железнодорожниками. Отказов не принимали. Так что через шесть месяцев я получил аттестат поездного кондуктора.
БЫЛО ОЧЕНЬ СТРАШНО И ГОЛОДНО
На железной дороге Пётр Колчин успел отработать всего три месяца, когда получил повестку из военкомата. С учетом образования юношу распределили в состав бронепоезда "Сталинец", на котором он и прошел всю войну.
В первом бою при обороне Ленинграда в 1942 году бронепоезд Петра Дмитриевича разгромил колонну техники противника. Тогда же молодой боец получил и первое ранение, и первую медаль.
– В январе 1943 года мы разорвали кольцо под Ленинградом, – рассказывает ветеран. – Отогнали немцев на 25 километров. Железнодорожники быстро проложили путь, и в осаждённый город пошли поезда. Об этих событиях мало где сказано. Помню, что было очень страшно и голодно. Впрочем, так было до самого конца войны...
Вскоре бронепоезд перебросили на Курскую дугу. Там Пётр Дмитриевич получил второе ранение и ещё одну медаль. Битва окончилась большой победой, но до конца войны было пока далеко.
– После Курска и прорыва блокады Ленинграда нас отправили на 1-й Белорусский фронт под командование Георгия Жукова, – вспоминает фронтовик. – В ходе операции "Багратион" мы и освободили Белоруссию. Затем очистили от фашистов Польшу. Дальше была битва за Берлин. Победный май я встречал в самом центре столицы Германии. Мы плакали, обнимались и буквально пускались в пляс – так радовались, что остались живы.
ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
Но с окончанием войны солдатская жизнь Петра Дмитриевича не закончилась. Ещё два года он пробыл в Германии в составе железнодорожного полка. После служил на Западной Украине, где тогда свирепствовали бандеровцы.
И лишь в 1949 году для Петра Дмитриевича наконец началась мирная жизнь. Он демобилизовался и переехал в Саратов, где завел семью и больше полувека отработал на железной дороге.
– У меня много причин считать себя везунчиком, – улыбается герой. – Но самая главная – я вернулся живым с войны. Так что мне грех жаловаться на жизнь.
Председателю Совета регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Артёму Чеботарёву ветеран признался, что с большим интересом следил за его спортивной карьерой. И пригласил справедливоросса заезжать в гости. Ведь Пётр Дмитриевич может рассказать ещё много удивительных и драматичных историй.